Центр мониторинга и качества подготовки специалистов

Адрес: г. Владивосток, ул. Гоголя, 41, ауд. 1305, 1320

(423) 240-41-48, 240-42-38

Тестирование – наиболее объективный и технологичный метод  контроля и оценивания знаний испытуемого, который лишен таких недостатков традиционных методов контроля знаний, как неоднородность требований, субъективность экзаменаторов, неопределенность и неоднозначность системы оценивания. Современное педагогическое тестирование представляет собой автоматизированный комплекс методов измерения уровня подготовленности абитуриента или студента, соответствия этого уровня требованиям образовательного стандарта в конкретной области знаний.

СТУДЕНЧЕСКОЕ ТЕСТИРОВАНИЕ

Особое место в образовательной системе ВГУЭС занимает мониторинг качества подготовки будущих специалистов. Профессиональное развитие относится к проблеме, имеющей стабильную актуальность, что определяется значимостью профессиональной деятельности в жизни человека. Многими исследователями отмечено, что профессиональная успешность будущего специалиста зависит не только от его способностей, личностных качеств, уровня профессиональной подготовки, но от сформированной уже в вузе способности выстраивать стратегии и тактики гибкой ориентации в профессиональной среде.

В области высшего профессионального образования в настоящее время активно ведется разработка Федеральных государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) в компетентностном формате. В методических рекомендациях по разработке проектов ФГОС ВПО предлагается описывать результаты образования как качества и навыки, которыми должен обладать выпускник, завершающий образование на одном из уровней высшего образования. Для каждого направления (специальности) авторы методических рекомендаций предлагают определить общее ядро результатов образования — компетенций. По мнению большинства исследователей под компетенцией следует иметь ввиду некоторое отчужденное, наперед заданное требование к образовательной подготовке ученика, а под компетентностью – уже состоявшееся его личностное качество (характеристику). Образовательным результатом при таком подходе выступает комплекс или совокупность компетенций, отражающих личностно–профессиональное развитие, опирающееся на задатки и способности каждого конкретного человека.

Проведенное во ВГУЭС исследование по заданию Министерства образования и науки показало, что направленное воздействие путем специально организованного процесса профессионального обучения, включающего диагностику индивидуальных  профессионально-важных качеств (ПВК), анализ их соответствия выбранной профессии, тренинги, способствующие развитию необходимых ПВК, приводит к развитию профессиональной компетентности. А контроль уровня развития профессиональных компетенций можно организовать как диагностику развития личностных качеств и уровня профессиональных знаний.

Диагностика развития личностных качеств. Успех профессиональной деятельности во многом зависит от соответствия типа личности и типа профессиональной среды. Важным моментом в достижении профессиональной компетентности является своевременная диагностика индивидуальных личностных особенностей — профессионально важных качеств (ПВК), которые необходимо учитывать при выборе определенной специальности или направления подготовки. Низкий уровень ПВК ведет к изначальному несоответствию между требованиями определенной специальности, направления подготовки и возможностями студента, что в итоге приводит к некачественной профессиональной подготовке и бесперспективной будущей профессиональной деятельности. Профдиагностика на 1 курсе дает возможность:

  • определить степень соответствия личностного потенциала студентов (ПВК) профессиональной среде;
  • использовать результаты профдиагностики в качестве объективной информации для проектирования индивидуальной образовательной траектории (каждый компонент структуры компетенции может иметь развитие в результате разных видов учебной, практической и воспитательной деятельности);
  • вовремя предложить программы развития профессионально важных качеств в рамках психологического сопровождения профессионального и карьерного становления.

Диагностика уровня развития профессионально значимых качеств у студентов старших курсов служит объективной информацией для выявления опорных точек построения карьеры, позволяет сделать прогноз успешности реализации карьеры по выбранной специальности. Основное содержание консультационной помощи студенту — помощь в нахождении его места на рынке труда (подходящая сфера деятельности, искомые позиции/должности, желательные для работы компании и организации, тип карьеры) и дальнейшей профессиональной деятельности. Стадия завершения профессиональной подготовки должна закрепиться четким, осознанным, целостным представлением выпускника о своей будущей трудовой деятельности для успешного гармоничного развития в выбранной  профессиональной сфере, пониманием своего места в ней. Такой итог, как подтвердило исследование, достигнут в экспериментальной группе, по нашему мнению, в частности, благодаря программе психологического сопровождения профессионального и карьерного становления.

Мониторинг уровня профессиональных знаний. Внедренная в университете сетевая система интерактивного тестирования обучаемых СИТО позволяет осуществлять тестирование как по локальной компьютерной сети университета, так и через Интернет, поэтому в экзаменационном тестировании  принимают участие как студенты головного вуза, так и всех его филиалов. Основные виды тестовых испытаний:

• входной контроль знаний первокурсников,

• текущий и промежуточный контроль знаний (семестровые аттестации, зачеты и экзамены),

• итоговый контроль знаний (государственные аттестационные испытания),

• проверка остаточных знаний.

Особое место в системе тестирования нашего университета занимает входной контроль знаний первокурсников по основным предметам общеобразовательной подготовки, необходимым для успешного освоения программы высшего профессионального образования: английскому языку и математике. Полученные результаты позволяют правильно сформировать учебные группы и в случае необходимости организовать цикл дополнительных занятий для студентов, показавших недостаточный уровень знаний по предмету.

Экзамены по большинству дисциплин всех специальностей университета проводятся в форме компьютерного тестирования. Тестовый контроль знаний студентов проводится и во время текущих семестровых аттестаций, обязательных к проведению при использовании системы рейтинговой оценки знаний (ВГУЭС входит в число вузов, участвующих в эксперименте по проведению занятий с использованием рейтинговой системы оценки знаний).

Обучение студента завершается итоговым аттестационным испытанием, которое по решению кафедры и государственной экзаменационной комиссии специальности также полностью или частично может проводиться в форме электронного тестирования (итоговый контроль знаний).